Герберт фон Караян

[+]

Герберт фон Караян. 1908–1989. Дирижер, перфекционист, почитатель искусства и восторженный поклонник Porsche. Караян руководил самым значимым оркестром мира, однако в молодости увлекался автотехникой. На выпускном экзамене в гимназии в 1926 году в Зальцбурге он написал работу на тему «Термодинамика и двигатели внутреннего сгорания». Затем на протяжении трех семестров изучал машиностроение.

Один из самых знаменитых Porsche — 911 Turbo RS известного дирижера прошлого века Герберта фон Караяна — вернулся в родные края. В свое время он надолго пропал из виду. Теперь этот спортивный автомобиль вновь стоит перед любимым концертным залом Караяна в Зальцбурге. Он все еще поражает своей неземной красотой.

Впервые за последние сорок лет он поворачивает к гостинице «Фризахер» в австрийском муниципальном районе Аниф и останавливается на том же самом месте, где его когда-то оставлял Герберт фон Караян. Сюда дирижер после репетиций часто заезжал по пути домой, чтобы поесть в своем любимом ресторане гостиницы студень из телячьей головы. Здесь Porsche 911 3.0 (930) 1975 года выпуска уже ожидает Вильфрид Штреле. Он 18 лет был солирующим альтистом в Берлинском филармоническом оркестре под руководством Караяна, выступавшим на сценах всего мира от Берлина до Токио. И конечно же, в Зальцбурге, на родине Караяна, где дирижер 50 лет тому назад стоял у истоков Пасхального фестиваля. Штреле проводит рукой по металлическим буквам на задней части автомобиля: «Фон Караян». Этот Porsche — уникален, единичный экземпляр. «Для меня это очень эмоциональный момент», говорит Штреле, известная личность в мире музыки. Своим элегантным внешним видом — красная бархатная куртка с подобранным по цвету платком-паше и идеально причесанные седые волосы — он немного напоминает своего бывшего дирижера.

Штреле не верил, что еще раз увидит этот автомобиль. Точно не в этом месте, с которым и его самого, и Porsche столько всего связывает. Еще одно нажатие на газ, мощное крещендо, и оппозитный двигатель стихает. Это привлекает внимание многих гостей отеля, которые приехали на Пасхальный фестиваль. Они окружают Porsche. Некоторые, по-видимому, знают его. Неужели сейчас Караян откроет дверь автомобиля под аккомпанемент взглядов любопытных и вспышки фотоаппаратов? А хотелось бы…

[+]

Полет валькирий: Porsche Герберта фон Караяна в цветах Martini Racing, изготовленный по специальному заказу, соответствует представлениям дирижера в каждой детали.

[+]

Вильфрид Штреле: aльтист на протяжении 18 лет играл с Караяном. С 1971 по 2013 год был музыкантом Берлинского филармонического оркестра.

Герберта фон Караяна всегда окутывала неземная атмосфера. Мужчина хрупкого телосложения с аурой гиганта, который во время дирижирования закрывал свои голубые глаза, ведь все партитуры своего огромного репертуара он знал наизусть. Он был музыкантом, художественным руководителем, продюсером, режиссером, архитектором и провидцем в области маркетинга, человеком эпохи Возрождения, настоящим гением. Им восхищались, но его и боялись. Обладая неиссякающей энергией, он заботился о каждой мелочи, что порой выражалось самым необычным образом в выступлениях его оркестра. Штреле вспоминает о съемках фильма с Берлинским филармоническим оркестром. Музыкантов снимали под фонограмму, а они должны были концентрировать свое внимание на том, чтобы держать свои инструменты и смычки параллельно. О том, сколько раз пришлось повторить сцену, чтобы Караян остался доволен, ходят настоящие легенды.

Каталог индивидуальных пожеланий

Комплектование своих автомобилей всемирно известный дирижер заказывал с такой же скрупулезностью, с которой он воплощал в жизнь свои музыкальные фантазии. Когда в 1974 году он дал отделу индивидуальных пожеланий Porsche спецзаказ на новый Porsche тип 930, он прямо сказал, что желает более легкий и спортивный вариант серийного автомобиля. Вес «одиннадцатого» не должен был превышать 1 000 кг, удельная масса — быть ниже 4 кг/л. с. При мощности 260 л. с. и весе 1 140 кг стандартной модели исполнить такую модификацию было непросто. Никто иной, как тогдашний председатель правления Porsche Эрнст Фурманн, выполнил специальные пожелания знаменитого клиента. Автомобиль для Караяна был оснащен спортивным шасси RSR и кузовом модели Carrera RS, гоночной ходовой частью и дугами безопасности. С салоном обошлись сурово: вместо заднего сиденья — стальной корпус каркаса безопасности, вместо симфоний по радио — гармоническое звучание 6-цилиндрового оппозитного двигателя, развивавшему мощность на 100 л.с. больше благодаря увеличенному турбокомпрессору и оптимизированному кулачковому валу. Для облегчения конструкции дверные ручки были заменены кожаными ремешками. Чтобы автомобиль предстал в цветах Martini Racing (911 Carrera RSR Turbo 2.1 такой окраски в 1974 году в Ле-Мане занял второе место) компании Porsche пришлось получить личное разрешение директора Martini Росси.

[+]

Родина: бывший дом Караяна на фоне монументального горного массива; дорога, на которой было сделано фото для знаменитой обложки пластинки.

[+]

Великое имя: точное указание на то, кому предназначался этот уникальный Porsche.

Караян был генератором идей на протяжении всей своей жизни. С Берлинским филармоническим оркестром он записал столько пластинок, что еще в семидесятые годы довольно дерзко начал мечтать о бессмертии своего творческого труда. «Он видел только одно направление: вперед», вспоминает Штерле. «Он никогда не отдыхал, он учился всю свою жизнь, постоянно совершенствовал себя и нас, в том числе и в коммерческом плане». Его четкая ориентация на движение вперед выражалась, как известно, не только на сцене, но и в досуге. Он был влюблен в Porsche. За многие годы у него побывали 356 Speedster, 550 A Spyder, два 959-х и несколько 911-х. «Каждый год мы с восхищением, как мальчишки, стояли перед самой новой моделью и изумлялись. Караян был образцом во всей своей сущности, и, естественно, мы ориентировались на него», рассказывает Штреле. Свою любовь к Porsche виртуоз-альтист также связывает со своим маэстро. Через год после прихода в Берлинский филармонический оркестр он и сам приобрел 911-й. Porsche Turbo оставался его заветной мечтой — до сегодняшнего дня.

Штреле садится на узкое, обтянутое кожей, ковшеобразное сиденье, сделанное специально для Караяна, рост которого был 173 см. Он осторожно поворачивает ключ зажигания и сосредоточено прислушивается. Турбодвигатель в задней части сначала откашливается, а затем затягивает вибрато своим мощным баритоном, который пронизывает до костей и поражает в самое сердце. Штреле неторопливо проезжает на Porsche через деревню и направляется к величественным горам. У цветущей лужайки он останавливает спорткар. На этой проселочной дороге, которая сегодня названа в честь Герберта фон Караяна, в 1970-х был сделан культовый снимок, который позже украсил обложку пластинки «Знаменитые увертюры». Штреле указывает на одинокий дом с белой дымовой трубой: это усадьба Караяна. Турбодвигатель молчит, вокруг царит почти благоговейная тишина. Глядя на Porsche перед его бывшим домом, спустя почти 30 лет после смерти его знаменитого владельца, внутренне замираешь.

[+]

Скачок во времени: эксклюзивный Porsche Караяна перед Большим фестивальным дворцом в Зальцбурге, построенном с учетом пожеланий Караяна.

[+]

Обложка с Porsche: до сегодняшнего дня продано более 250 миллионов звукозаписей Караяна.

Как будто бы пытаясь утешить спортивный автомобиль, Штреле направляется туда, где Porsche может показать, чего он стоит: на горные альпийские дороги. Улица с прекрасным панорамным видом была любимым маршрутом Караяна. Маэстро, отличавшийся дисциплиной, просыпался, как правило, еще до шести утра, чтобы выучить партитуры или заняться йогой, а иногда, чтобы просто поехать в горы. На почти 16-километровом отрезке пути с прекрасным видом пришло время хорошенько встряхнуть Porsche Караяна. Штреле переходит на низшую передачу и набирает обороты, из мотора вырывается настоящий ад, как Вотан из-за туч. Из окна так и хочется взмахнуть палочкой Валькирия и покорить гору на 360 лошадях, издав боевой клич. Следует заметить, что на своем Turbo Караян ездил немного. Когда он его продал в 1980 году, на тахометре было всего 3 000 километров. Однако нескольких лет владения дирижером было достаточно, чтобы цена этого легендарного Porsche превысила три миллиона евро. В 2004 году автомобиль перешел в руки уже шестого владельца, который включил этот ценный экспонат в свою тайную коллекцию в Швейцарии. На этом автомобиле он не ездил ни разу.

Незабываемый вдохновитель

Что оставил после себя Герберт фон Караян, человек, оказавший влияние на восприятие музыки целого поколения музыкантов и меломанов? Иногда Вильфрид Штреле прослушивает старые записи, например, «Богему» Пуччини, 1972 год: «Здесь чувствуется все та же страсть, та же мощь, которые, возможно, в известном смысле, объясняют его восхищение автомобилями Porsche.» Караян был убежденным буддистом и не верил в смерть. Возможно, части нашей души продолжают жить в вещах и людях, которые были спутниками нашей жизни. Возможно, это не случайность, что через почти сорок лет Porsche Turbo вновь возвратился в Аниф. С тем же напором, с той же устремленностью. Он все еще поражает своей неземной красотой.

Текст Лена Зип
Фото Патрик Гослинг, Зигфрид Лаутервассер/Архив Караяна