Неожиданно сбывшаяся мечта
Около 20 миллионов человек следят за ним в соцсетях, еще больше знают его фильмы. Дулкар Салмаан — восходящая звезда индийского кино, хотя он никогда не планировал делать карьеру в киноиндустрии. Его дом находится на Малабарском берегу на юго-западе полуострова Индостан: в городе Кочи, «Королеве Аравийского моря».
Королева Аравийского моря» кажется почти безлюдной. Тропическая жара действует угнетающе. В это время года в индийском городе Кочи температура поднимается выше тридцати градусов по Цельсию. Хотя сезон дождей уже не за горами, стук проливных дождей сегодня не более чем далекое напоминание о нем. Все, кто может, в жаркие полуденные часы ищут убежища в прохладных помещениях. Но у нас еще есть немного времени — погода не помешает нам исследовать этот прибрежный город на крайнем юго-западе. Пустота, жара, тишина — все это придает городу некую магическую атмосферу. Индия, в которой проживает около 1,425 млрд человек, в апреле 2023 года официально стала самой густонаселенной страной на планете. Но мы напрасно ищем здесь ожидаемую суету. Такое впечатление, будто мы движемся посреди декораций к фильму. Подходящие кулисы, ведь после обеда у нас запланирована встреча, которая, собственно, и привела нас в этот город: интервью с Дулкаром Салмааном, актером и абсолютной суперзвездой индийского кино.
40-летний актер родился в Кочи. Когда ему было семь лет, его семья переехала в Ченнай на восточном побережье, но родной город оставил в его сердце глубокий след, и он вернулся. В сегодняшней беседе он неоднократно будет возвращаться к своим детским воспоминаниям, историям о красочных праздниках в районе Маттанчерри, о магазине сладостей Ashanti Laal Mithaiwala, расположенном всего в 30 минутах ходьбы от пляжа Махатмы Ганди. Также Дулкар Салмаан расскажет нам о своих фильмах «Вор и полицейский», «В погоне за тенью/Чарли» и «Соло», которые снимались здесь и помогли ему открыть для себя новые грани его родного города Кочи, который является символом богатой истории Индии.
По следам Васко да Гамы
По следам Васко да Гамы Город Кочи, ранее называвшийся Кочин, после обретения Индией независимости в 1947 году превратился во второй по величине город штата Керала, основанного в 1956 году. Территория города раскинулась на несколько островов и полуостровов вдоль морского побережья. В глубине региона преобладают чайные плантации и дикие холмистые ландшафты, а у побережья — многочисленные лагуны и озера. Вдоль более чем 900-километровой полосы каналов под пальмами приютились живописные деревушки, на воде покачиваются лодки. Многие называют эту местность раем на Малабарском берегу, известном также как Перечный берег. В начале XV века порт Кочи превратился в центр торговли пряностями. Со временем сюда пришли китайцы, арабы, европейцы. Город процветал и постепенно превратился в мегаполис, в котором сегодня проживает 600 тысяч человек.
Мы прогуляемся по набережной в живописном квартале Форт Кочи, полюбуемся длинным рядом китайских рыболовных сетей, деревянные рамы которых напоминают скульптуры, и посетим Маттанчерри, центр культурного разнообразия, где возвышаются церкви, дворцы, храмы, мечети и синагоги. Затем прогуляемся по узким переулкам Еврейского квартала и осмотрим Базилику на острове Валларпадам, которую посещал сам Васко да Гама. Португальский мореплаватель открыл южный морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды в 1498 году. Во время одного из следующих путешествий, в 1524 году, Васко да Гама умер в Кочи. Записи о его могиле и сегодня можно найти в местной францисканской церкви, первой европейской церкви на территории Индии. Чем глубже погружаешься в этот город, тем более осязаемой становится его история.
«Когда вы смотрите в лицо своим страхам, вы становитесь счастливее — и обретаете внутренний покой».
Легендарное наследие
Семья Салмаан также заслужила место в индийских учебниках истории. Когда мы после обеда подъезжаем к поместью Дулкара Салмаана, хозяин встречает нас с широкой улыбкой на лице. Перед домом припаркованы его
Не является исключением и пристрастие к
«Вне семьи я мало общался с творческими людьми», — признается актер. После школы Дулкар изучал экономику и работал менеджером в различных компаниях. «Но я нигде не был счаст- лив и не чувствовал морального удов-летворения за свои усилия». Потом друзья начали снимать короткометражные фильмы, и Салмаан присоединился к ним. Его все больше и больше увлекали съемки, он работал по 18 часов в день и понял, как это классно, заниматься любимым делом. «Меня впечатлил творческий процесс, — вспоминает актер. — Я постепенно взрослел и понимал: чтобы преодолеть свои страхи, я дол-жен посмотреть им в лицо. Так я стану счастливее и обрету внутренний покой». Это был момент, который направил жизнь Салмаана в другое русло.
«Я хотел бы соответствовать имени моего отца».
Суперзвезда за одиннадцать лет
Сегодня он — звезда индийского кино, которое на самом деле гораздо шире, чем известный всем Болливуд. Поня-тие, образованное от слов «Бомбей» и «Голливуд», обозначает коммерческое кинопроизводство на Индийском полуострове. Но на самом деле Болливуд представляет исключительно фильмы, снятые на языке хинди. Хотя киноиндустрия хинди производит до тысячи фильмов в год и считается одной из самых продуктивных в мире, она не единственная в Индии. Почти в каждом штате существует своя кинематография, на 22 официальных языках. Салмаан снимается не только в Болливуде на хинди, но и у себя на родине в Керале, где говорят на языке малаялам. Также он снимался на тамильском и телугу. «Когда я работаю на разных языках, я каждый раз переживаю опыт, который переживает каждый индиец, путешествуя по своей стране, — рассказывает актер. — Мои фильмы отражают культурное многообразие разных уголков Индии, но при этом имеют общий индийский колорит. Если я хоть немного владею языком, то чувствую себя как дома».
С момента своего дебюта, за одиннадцать лет, Салмаан снялся почти в 40 фильмах и получил более 20 наград. Для него важна многогранность: актер снимается в комедиях, драмах и триллерах. «Я хочу, чтобы каждый новый фильм отличался от предыдущего», — говорит он. Салмаан стремится идти своим путем и вживается в свои роли с особой тщательностью. Для образа актера Джеминая Ганесана в биографическом фильме «Маханати» он посетил потомков легендарного тамильского актера и изучил его манеры. Ганесан был кинозвездой 1950-х годов, снялся в более чем 200 фильмах и до сих пор считается в Индии «королем романтики». «Если я останусь верен этому принципу, то, надеюсь, смогу соответствовать имени моего отца, — с улыбкой говорит Салмаан. — Я черпаю вдохновение в его ценностях, но пытаюсь никогда не подражать ему. Я хочу оставить свое собственное наследие».
Искусство как эстетическая школа
Салмаан показывает висящую над ним картину шриланкийского художника Сенаки Сенанаяке. Его всегда восхищало искусство. «Я думаю, что оно постоянно совершенствует мой вкус и мое восприятие, в том числе и в кинематографе, — объясняет актер. — Дома, в которых я жил в детстве, всегда были украшены картинами и скульптурами, в них всегда звучала музыка. Это помогает мне выбирать фильмы, соответствующие моему эстетическому вкусу». В каждой комнате дома Салмаана есть какое-то произведение искусства. Его впечатляют индийские художники Бхавна Сонаване и Гунда Анджанеюлу. А еще он владеет коллекцией старых индийских карт времен британского правления.
Наша беседа вновь возвращается к Кочи, якорю актера. Совсем недавно здесь прошла выставка Kochi-Muziris Biennale, первая в Индии выставка такого уровня. «Это мероприятие может конкурировать с лучшими мировыми событиями в сфере искусства», — уверен Салмаан. Ее премьера состоялась в 2012 году; одиннадцать лет спустя Biennale стала крупнейшим фестивалем современного искусства в Азии. В начале Салмаан мог беззаботно посещать ее и любоваться работами начинающих художников региона. Сегодня, имея более 20 миллионов подписчиков в соцсетях, это стало сложнее.
Но актер уже привык к популярности, ведь путешествовать ему приходится довольно много. Вернувшись в Кочи, он наслаждается спокойствием и своими автомобилями
Текст Арджун РАМАЧАНДРАН
Фото Викрам Бава; Петер ЗЗелей (Getty Images), Тревел Уайлд (Alamy)