Porsche - Возвращение на родину

Возвращение на родину

[+]

«Саша» и его создатели
Один из четырех прототипов автомобиля «Саша» на гонках в районе Рис города Грац (Австрия) в 1922 году. Слева от автомобиля — граф Александр Коловрат, справа — молодой Ферри Порше, а за ним — его отец Фердинанд.

Назад к истокам: более ста лет назад Фердинанд Порше сконструировал в австрийском городе Винер-Нойштадт уникальный гоночный автомобиль Austro-Daimler ADS-R, который получил прозвище «Саша». Сегодня мы возвращаем на родину бывшего победителя гонки Targa Florio в своем классе.

Мужчина энергично вращает пусковую рукоятку, слегка нажимает на педаль акселератора, и тут раздается долгожданный звук. Прохожие достают смартфоны, владельцы кафе выходят на террасы, из окон старинных исторических зданий выглядывают любопытные лица. Все знают: ни один традиционный автомобиль здесь так не ревет. И они правы! Мощный и громкий звук издает 1,1-литровый четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, установленный в гоночном автомобиле Austro-Daimler ADS-R, который более ста лет назад сконструировал Фердинанд Порше. В настоящее время это самая старая управляемая модель, находящаяся в музее Porsche, а пусковую рукоятку вращает Ян Хейдак, технический куратор по автомобилям и самый молодой сотрудник музейной мастерской. Вместе со своим мастером Куно Вернером он потратил несколько месяцев на то, чтобы вернуть «старичка» в пригодное к езде состояние. Сегодня для журнала Christophorus они везут его домой, на родину, в австрийский город Винер-Нойштадт.

[+]

Путешествие во времени
Ян Хейдак, технический куратор по автомобилям в мастерской музея Porsche, едет на «Саше» вокруг Винер-Нойштадтского собора в 2023 году.

Мечта провидца

[+]

Выезд на грунтовку
Во время тренировки перед гонкой в Ридерберге (Нижняя Австрия) граф Коловрат лично управляет одним из четырех прототипов.

В 1920 году Фердинанд Порше работает над реализацией новаторской идеи. В то время 45-летний конструктор занимает должность генерального директора компании Austro-Daimler по производству автомобилей в Винер-Нойштадте, расположенном в добрых 60 км к югу от Вены. Его концепцией становится малолитражный автомобиль для народа — в большом количестве экземпляров, легкий и доступный. Таким образом, Порше, который уже в то время считался выдающимся конструктором, на десятилетия опережает последующую массовую автомобилизацию. Порше находит союзника в лице графа Александра Йозефа Коловрата-Краковского по прозвищу «Саша». Коловрат был партнером компании Austro-Daimler, кинопродюсером и страстным поклонником автоспорта. Запланированный серийный автомобиль требовал одобрения совета директоров компании Austro-Daimler, который скептически относится к проекту. Порше был уверен, что идеальный способ убедить критиков, — это создать гоночную версию автомобиля. Так, помимо запланированного малолитражного автомобиля с рабочим объемом всего 1100 кубических сантиметров, он реализует и гоночный вариант — ADS-R. Поскольку Коловрат финансирует проект, автомобиль называют в его честь: «Саша». В дополнение к задуманному серийному четырехместному автомобилю был создан легкий гоночный автомобиль массой 598 кг. В 1922 году состоялась премьера четырех прототипов — на Targa Florio, отчаянной гонке по сицилийским горам Мадоние. Автомобили были доработаны лишь незадолго до гонки. Еще в поезде сотрудники Porsche красят четыре алюминиевых кузова в красный цвет, чтобы они не особо выделялись в Италии, и чтобы их не угнали. А чтобы их было легче различить издалека, Коловрат поручил нанести на кузова символы мастей игральных карт.

[+]

Премьера на Сицилии
Austro-Daimler ADS-R на гонке Targa Florio в 1922 году. Ламберт Похер за рулем автомобиля со стартовым номером 3, за «тройкой» виден Фердинанд Порше в кепке с козырьком.

Три автомобиля стартуют в классе 1,1 л. Коловрат, сидящий за рулем одного из прототипов, выбывает из борьбы из-за поломки двигателя, два других одерживают двойную победу в своем классе. Четвертый автомобиль «Саша», оснащенный 1,5-литровым двигателем, меряется силами с более мощным открытым классом. После 432 километров, 6000 поворотов и уклонов, доходящих до 12,5%, он занимает 19-е место. Максимальная скорость составляет 144 км/ч. Автомобиль ADS R хвалят в итальянской прессе, говоря об «открытии на Targa Florio». Особенность в том, что «Саша» соревнуется с автомобилями, оснащенными двигателями, которые в пять раз мощнее, а по средней скорости он в итоге всего на восемь км/ч медленнее. Происходящее фиксирует и совет директоров компании Austro-Daimler. Однако он бездействует. Поэтому «Саша» продолжает участвовать в гонках, и в 52 из них ему удается одержать еще 22 победы. Тем не менее, совет директоров выступил против серийного производства по финансовым причинам, из-за инфляции и того, что Австрия оказалась слишком мала, чтобы предложить подходящий рынок. Так и остались несколько прототипов ADS-R. И идея Фердинанда Порше о легком и недорогом автомобиле, которой он продолжал неустанно следовать.

[+]

На фоне города Винер-Нойштадта «Саша», даже спустя более ста лет, прекрасно смотрится с деревянным ящиком для инструментов сзади.

Наконец-то дома

[+]

Пит-лейн
Альфред Нойбауэр и механик Георг Ауэр едут на «Саше» на испытательном треке Austro-Daimler в 1922 году.

Возвращение в Винер-Нойштадт, 2023 год. Солнце освещает Херренгассе. Многие здания на этой улице являются памятниками архитектуры, история которых уходит корнями в средневековье. Ян Хейдак нажимает на педаль акселератора, и спустя более ста лет «Саша» снова оживает. Он кружит по старому городу, ездит вокруг позднероманского собора, въезжает через ворота башни Ректурм XIII века. Наверное, так оно и выглядело, когда жители Винер-Нойштадта в свое время наслаждались этим зрелищем. В наши дни уже нет многих свидетельств, связанных с эпохой Порше, например заводских цехов Austro-Daimler. Лишь некоторые улицы, такие как Фердинанд-Порше-Ринг, напоминают об историческом наследии.

Сегодня Хейдак единственный, кто знает, каково это — управлять болидом. «“Саша” был создан для других поверхностей. На самом деле у нас слишком сильное сцепление с дорогой, мы слишком быстро разгоняемся и обладаем большой мощью, — отмечает он во время перерыва. — Но это потрясающе! Чувствуется любая вибрация. Послушайте, как работает двигатель. Усилителя рулевого управления нет. Требуется большая сила и чутье». А еще необходимо надевать очки, ведь передние колеса поднимают дорожную пыль. Но для Хейдака все это сплошное удовольствие. «Для меня большая честь управлять автомобилем в таких условиях».

Учимся у Фердинанда Порше

[+]

Ян Хейдак и Куно Вернер
Вновь запускают рядный четырехцилиндровый двигатель.

Затем он снова запрыгивает в гоночный автомобиль. Ремней безопасности нет, освещения тоже. Рядом с местом водителя предусмотрено дополнительное сиденье для механика, что было обычным в гоночных автомобилях того времени. Даже педали управления необычные: сцепление — слева, тормоз — справа, акселератор — посередине. «Только начав работу над проектом, мы поняли, что нам еще многое предстоит узнать о “Саше”, — говорит мастер ремонтного цеха Куно Вернер. — Когда мы возвращали к жизни трансмиссию, мы должны были думать, как конструкторы того времени». Хоть в музее Porsche и хранится более 700 исторических автомобилей, но к этой эпохе относятся лишь единицы. «Например, тросовые тормоза сегодня совершенно необычны, — объясняет Вернер. — С двигателем нам помог эксперт по довоенным агрегатам». Для реставрации сначала пришлось изготовить некоторые специальные инструменты. В то же время эксперты распознали первые признаки сегодняшнего ДНК Porsche. «Алюминиевая облегченная конструкция, низкий центр тяжести, — сообщает Вернер. — Это общая тема, проходящая красной нитью через все наши спорткары». В те времена алюминий был еще дороже, чем сегодня, но Фердинанд Порше все равно решил использовать его. В пользу производительности, которая и по сей день неразрывно связана с именем Porsche.

Возрождение — это начало

[+]

Успешный тест-драйв
После двух дней пребывания в Винер-Нойштадте Ян Хейдак и Куно Вернер подводят итоги — сегодня «Саша» работает так же безотказно, как и более ста лет назад.

Во второй половине дня машина вдруг перестала заводиться. Проворачиваем, толкаем — все бесполезно. Команда начинает нервничать. За исключением Вернера и Хейдака. Без лишних слов они приступают к работе. Каждое их движение идеально. И вот менее чем через 15 минут мы слышим уже знакомый звук гоночного автомобиля. «Надо было заменить свечу зажигания, — объясняет Вернер. — Совершенно нормально, что с таким старым автомобилем что-то случается при высокой нагрузке. Мы ожидали этого». Сам Вернер является доказательством того, что никогда не перестаешь учиться. Он работает в компании Porsche почти 27 лет. И все же проект оказался непростым. «Поначалу у меня не получалось найти правильный подход к "Саше", — говорит 49-летний мастер. — Для меня история компании начинается позже. Но если углубиться в историю и разыскать многие вещи, знакомые нам по другим автомобилям, это действительно впечатляет». Теперь гоночный автомобиль работает как прежде: 598 кг снаряженной массы, 50 лошадиных сил при 4500 об/мин, рядный четырехцилиндровый двигатель с верхним расположением распределительного вала и рабочим объемом 1100 кубических сантиметров. «Это работа мечты, — говорит Хейдак, когда его спрашивают о впечатлениях. — В музейной мастерской мы работаем с автомобилями, история которых насчитывает более ста лет. И среди них есть уникальные, такие как “Саша”».

29-летний мужчина делает последний круг, проезжая по Бурггассе и вдоль исторической городской стены. Куно Вернер стоит на обочине дороги и довольно улыбается. «То, что мы смогли вернуть "Сашу" домой, — это результат большой командной работы», — говорит он. Будь то помощь коллег из Центра разработок в Вайсахе, сотрудниковпенсионеров или сторонних сервисных компаний: реставрация была грандиозным проектом. «Но это было только начало», — утверждает Вернер. В будущем «Саша» будет продолжать интегрироваться в деятельность компании и давать достоверное представление о корнях ДНК Porsche.

[+]

Ян Хейдак идет по стопам графа Коловрата — здесь он в Академическом парке города Винер-Нойштадт.

Текст Маттиас Кригель
Фото Хайко Зимайер