Porsche - Showtime!

Showtime!

Функция определяет форму — это правило относится не только ко всем Porsche. Оно является главным принципом новой студии дизайна в центре исследований и разработок в Вайсcахе. Практически все, что там происходит, тайна за семью замками. Но нам шеф-дизайнер Михаэль Мауэр свой новый дом покажет.

Это помещение величиной со спортзал. И такой же сдержанный дизайн. Стены белые, никаких картин, декоративных элементов и цветовых акцентов. Пол темно-серого цвета. От светильников под высоким потолком струится рассеянный свет, создавая атмосферу облачного летнего дня. И ничего больше. Но именно в этом «ничего» и заключается все.

Михаэль Мауэр в восторге от помещения, и его голубые глаза светятся восхищением. Он показывает три вращающихся диска в сером полу. Здесь будут проводиться презентации его моделей, в масштабе 1:1. Все они будут серебристого цвета. Можно подумать, что господин Мауэр — черствый пурист. Однако по натуре он весьма живой, его изящные руки находятся в постоянном движении.

Главный стилист Porsche с гордостью демонстрирует нам новую студию автодизайна, расположенную в центре исследований и разработок в Вайсcахе. Это магическое место, где рождаются спорткары будущего, снаружи такое же светлое и сдержанное, как и демонстрационный зал внутри. Этому есть логичное объяснение. «Помещение — это оболочка, которая должна оставаться на заднем плане. Здание не должно отвлекать внимание от функции, которой оно служит», объясняет главный дизайнер. В студии Мауэр будет показывать правлению Porsche новые модели, разработанные им и его командой. После этого будет приниматься решение, какие варианты пускать в производство, а какие нет.

Пол темно-серый, чтобы ассоциироваться с цветом асфальта. Здесь нет и ослепительно яркого света, как бывает солнечным летом: человеческий глаз лучше воспринимает формы при освещении, похожем на слегка пасмурный день. Все прототипы будущих спорткаров демонстрируются в одном цвете, и это неспроста. Они должны быть максимально сопоставимы, ничто не должно отвлекать от чистоты линий и формы. Поэтому все модели предстают перед экзаменаторами в ненавязчивом серебристом цвете.

Михаэлю Мауэру 52 года, он уже поработал автодизайнером в Гётеборге и Токио. Но в этом предместье Штутгарта — Вайcсахе он нашел то, чего ему не могли дать крупные мегаполисы: здесь сама природа вдохновляет его. Фронтальная стена демонстрационного зала — стеклянная, а сразу за студией раскинулся густой зеленый лес. Все это дизайнер может использовать как прекрасную декорацию, показывая модели под открытым небом, при свете дня, на фоне деревьев, как бы растущих вдоль дороги. Чтобы таким открытым показом не смогли воспользоваться промышленные шпионы, демонстрационная площадка защищена от посторонних глаз бетонной стеной. Для дополнительной защиты лес по периметру окружен еще одной стеной.

Вайсcах растет. «Наш центр разработок — ускоритель инноваций», считает Михаэль Мауэр, «потому что отделы здесь расположены очень близко друг от друга». Раньше дизайнеру, чтобы протестировать прототип в аэродинамической трубе, нужно было сначала везти его на грузовике к месту испытаний. «Это было чрезвычайно трудоемко и затратно, ведь сначала прототип необходимо было закамуфлировать, чтобы ни один посторонний человек, ни при каких обстоятельствах не увидел нашу работу». А теперь достаточно завезти прототип в большой лифт, и через переход в нижнем этаже он, невидимый для посторонних глаз, поступает в новую аэродинамическую трубу, расположенную рядом с дизайнерской студией.

Несмотря на ускоренный процесс, горячая фаза работы над новым прототипом длится примерно два года. В новой студии общей площадью 9 000 квадратных метров, которую с гордостью демонстрирует нам Мауэр, трудится почти сотня дизайнеров, распределенных по трем основным направлениям. На стороне, расположенной ближе к лесу, разместился отдел экстерьера. Их мастерская даже больше, чем демонстрационный зал, длина ее примерно 70 метров. Только что мастера закончили полировать пол, и теперь в нем, как в зеркале, отражаются люминесцентные лампы на высоких потолках.

После разработки новой модели на компьютере дизайнеры экстерьера создают кузов, сначала из пластилина, а затем из высокоплотного жесткого пенопласта в масштабе 1:1. Большая площадь помещения дает возможность рассматривать модель с нужного удаления. Мауэр объясняет, почему это важно: «Когда я смотрю на Macan с расстояния один метр, то не могу видеть, что линия провисает».

Дизайнеры в любой момент могут проверить свою работу при естественном дневном свете. В этот момент они как раз выводят во двор Boxster, чтобы осмотреть его на фоне лесной зелени. «Это наше большое преимущество в Вайсcахе», с упоением рассказывает Михаэль Мауэр. «Здесь у нас широкий обзор. При этом мы совсем недалеко от Цуффенхаузена».

Конечно же, работа дизайнеров должна быть защищена от посторонних глаз. Студия автодизайна спроектирована таким образом, что для публичного доступа открыта только небольшая часть здания. Доступ к святая святых ведет через двойную систему защиты, пройти через которую могут только сотрудники Porsche.

Своим чередом идет работа и в соседнем павильоне, здесь дизайнеры интерьера создают внутренний мир спорткара. Михаэль Мауэр придает большое значение тому, чтобы это подразделение «не варилось в собственном соку». «Если экстерьерщики опустили бортовую линию, то это должны учесть и интерьерщики». Никто не должен замыкаться в своей скорлупе. Прозрачность процесса и коммуникация обеспечиваются благодаря хорошо продуманной архитектуре студии автодизайна. Отделы интерьера и экстерьера соединяет так называемая «конференц-лестница». Широкая белая лестница, на разных уровнях которой расположены разноцветные мягкие кресла, служит местом встреч и общения сотрудников — отличная атмосфера для творческого перерыва. «Утром здесь можно выпить капучино и полистать журнал», рассказывает Мауэр, «а заодно и обсудить с коллегами текущие проекты».

Конференц-лестница ведет на верхний этаж. Там стоят рабочие столы дизайнеров. Из окон, как на ладони, видны подразделения интерьера и экстерьера. Оторвав взгляд от компьютера, дизайнер может наблюдать, какую форму приобретает сконструированная им приборная панель. Или над чем в данный момент работает третье подразделение дизайнерской студии.

Оно называется «Colour & Trim» — «Цвет и аксессуары». Мастерская расположилась на северной стороне здания. «Потому что оттенки лучше всего анализировать при нейтральном освещении», объясняет главный дизайнер Porsche. Здесь также имеется свой закрытый дворик с естественным освещением и специальным входом для поставщиков лакокрасочных материалов, которые договариваются с дизайнерами о цветовой отделке. Но этот вход спроектирован так, что человек, приглашенный в проектно-конструкторский центр, и одним глазком не может взглянуть на кузов. Сотрудники Porsche умеют хранить секреты не хуже, чем разрабатывать дизайн.

В конце экскурсии Михаэль Мауэр показывает нам помещения для переговоров и совещаний. Он ими также гордится, «ведь они находятся в одной из лучших частей здания, здесь ощущается свободный поток энергии». Из окон открывается великолепный вид на лес. «Наверняка, не раз тот или иной сотрудник мыслями будет далеко отсюда, забывая на миг о теме совещания. Но это и полезно. В любом проекте бывает момент, когда процесс заходит в тупик. А взгляд на природу за окном позволяет освободить мысль, выведя ее снова в полет», считает Мауэр.

Тем не менее, любовь к природе имеет свои границы. «Зелень, конечно, хорошо», говорит Мауэр, «но только там, где это к месту». Рабочие столы дизайнеров — это зона, свободная от растений. «Здесь не должно быть ни одного пылесборника в виде фикуса», заявляет он.

Текст Йоханнес Швайкле
Фото Ганс-Георг Эш: родился в 1964 году, с 1989 года работает свободным архитектурным фотографом. Его работы — это не просто фотографии архитектурных сооружений, это необычный взгляд на мир. Свидетельство тому — художественные альманахи «Megacities» и «Cities Unknown».