Герои ранних лет
В рамках тематической выставки о
Mы встречаемся в Фушле, в окутанном легендами и окруженном деревьями доме лесника. Это наша вторая встреча. В свое время здесь побывали художник Энди Уорхол и мультимиллионер и фотограф Гунтер Закс со своей женой Мирьей, дирижер Герберт фон Караян, автогонщик Ники Лауда и премьер Мэгги Тэтчер. Каждого гостя княгиня Марианна цу Сайн-Витгенштейн, 95-летняя гранд-дама фотоискусства, принимает радушно и приветливо, окружая сердечным гостеприимством.
Страсть к фотографированию овладела милой княжной «Манни», как называют ее друзья, еще в 12-летнем возрасте. Ее английской гувернантке мы должны быть благодарны за то, что сохранился уникальный фотоархив, более ста альбомов. Большинство работ относится к автоспорту. Строгая воспитательница сказала девочке: «Если уж у тебя такая дорогая забава, то давай будем аккуратно клеить твои фото в альбом». В 1930-е годы фотографирование было довольно элитным удовольствием. Вспоминая об этом, княгиня улыбается, ее глаза светятся: «Вот так это все начиналось».
Под каждой фотографией в альбомах от руки что-то написано, княгиня читает подписи и с юмором их комментирует. На первом снимке «автораздела» — детский педальный автомобильчик брата, эта фотография сделана во дворе родительского замка, недалеко от Зальцбурга. Позже было еще великое множество фото гонщиков и спортивных автомобилей. В последние 83 года практически не проходило ни дня без нового сюжета. Негативы фотографий надежно хранятся в родовом замке князей Сайн, недалеко от Нюрбургринга. Альбомы с фотографиями нашли пристанище в подвале лесной резиденции. Подборка лучших фото вошла в альбом «Stars & Sportscars».
«Манни, ты не фотограф, просто в нужный момент нажимаешь на спуск фотокамеры», любовно подтрунивал над ней старинный друг и одновременно кумир Гунтер Закс. Да, «мамарацца» (это прозвище дала ей Каролина, принцесса Монако) нажимала на спуск в нужное время и в нужном месте. И фотографии получались потрясающе проникновенные и искренние.
Их неординарность объясняется тем, что у молодой княгини был очень тесный контакт с героями ранних лет автоспорта. Помогал, вероятно, подкупающий и сегодня ее искрометный шарм, но главное то, что пилоты были ее друзьями. Часто они были, как и она, аристократами, очарованными автоспортом послевоенных лет, не пронизанным еще профессионализацией. Князь Меттерних, князь Фюрстенберг, граф Виттиго фон Айнзидель, Рихард фон Франкенберг — всех их Манни знала, и все они знали Манни, а также ее мужа, «Уди», который возил ее на гонки на семейном универсале Borgward.
Перед стартами на Нюрбургринге, например, участники гонки часто встречались в замке Сайн, после гонки праздновали там же победы, а в случае неудач, поднимали бокалы за то, что, к счастью, все обошлось лишь повреждением кузова. Во время легендарного ралли Милли Милья княжеская чета жила у знакомого графа на озере Комо. Само собой разумеется, перед объективом княгини-фотографа часто оказывался
Фотографии на тематической выставке о
Текст Эдвин Бааске
Выставка
В музее