Горо-восхождение

718 Boxster S (WLTP)*
10,4 – 9,6
l/100 km
235 – 218
g/km
[+]

Весомые свидетельства времени:Альбом фотографий и воспоминаний об отце Эдгаре весит килограмм десять. Юрген Барт с удовольствием открывает фолиант в коричневом кожаном переплете, чтобы окунуться в историю.

Обычно дорога соединяет два населенных пункта. Но может соединять и две жизни. Так, как у легендарных гонщиков Эдгара и Юргена Барта. Эдгар Барт в 1957 году на Porsche 718 RSK стал победителем в горной гонке Шауинсланд. Его сын, Юрген Барт, идет по стопам отца, пилотируя новый 718 Boxster S.

«Тренировки в основном были ночью», рассказывает Юрген Барт. «Тогда можно было более или менее безопасно определять для себя идеальную траекторию движения. Встречные автомобили благодаря свету их фар были видны уже издалека». Барту тогда было девять лет, сейчас ему 68. Он все хорошо помнит, потому что отец Эдгар брал его с собой, сажал на пассажирское место, пока сам он работал, намечая для себя скорейший путь по находившейся к юго-востоку от Фрайбурга двенадцатикилометровой горной трассе со 173 поворотами. «Для меня, мальчика, это был звездный час», вспоминает Барт, который сызмальства впитал в себя дух автоспорта, а впоследствии и сам стал одним из выдающихся гонщиков.

Юрген Барт сидит у стола в отеле «Die Halde» («Склон») на горе Шауинсланд, перед ним — огромный фолиант в переплете из коричневой оленьей кожи. Альбом весит добрых десять килограмм, он приехал в багажнике Porsche 718 Boxster S, на котором Барт поздним полуднем добрался в отель по старой, горной трассе. Гостиница существует здесь с 14 века. Водители Porsche останавливаются в ней вот уже лет 60. В 1950-1960-х годах инженеры-ипытатели и гонщики из Цуффенхаузена были постоянными гостями «Склона». «Я с отцом тоже здесь часто бывал», рассказывает Юрген Барт. «Гонщики тренировались в подъеме на Шауинсланд, а на крутом спуске в Тодтнау испытывались тормоза». Идеальные условия для тестирования материала. Крутой склон, по которому дорога и горнолыжные трассы спускаются в долину реки Визе, здесь именуют «криком о помощи». Точнее, пожалуй, не скажешь.

[+]

Ларец воспоминаний

Барт открывает очередную страницу тяжеленного альбома, словно откидывает крышку ларца с сокровищами. Здесь хранятся воспоминания, истории, можно сказать, вся жизнь его отца Эдгара. Он с 1934 года участвовал в мотогонках, после войны считался одним из пионеров мотоспорта в ГДР. В 1957 году Эдгар Барт впервые выступил на Нюрбургринге за команду Porsche, за что был властями ГДР пожизненно отстранен от соревнований. Свою карьеру он продолжил уже в ФРГ, выступая за Porsche. Стройный, приятной наружности мужчина с гладко зачесанными назад волосами, которые, правда, на фотографиях большей частью скрыты под гоночным шлемом.

На некоторых черно-белых фото мы видим мальчугана в лихой кепке. «Это я», говорит Юрген Барт. Он листает страницы, задерживаясь на некоторых, улыбается и поясняет нам наиболее важные этапы карьеры своего отца. Вот он первый в гонке 1953 года по развязке автомагистралей под Дрезденом. Вот победитель Тарга Флорио в 1959-м. И, конечно, четырехкратный триумф Барта-старшего на трассе Шауинсланд. Кроме того, он трижды, в 1959, 1963 и 1964 годах, выигрывал первенство Европы по горным гонкам. Выступал он тогда на Porsche 718, сначала это были модификации с четырехцилиндровым оппозитным двигателем, затем — с восьмицилиндровым.

[+]

Знакомый голос:«Некоторые звуки двигателя нового 718 Boxster S напоминают старый гоночный автомобиль», говорит Юрген Барт при подъеме на гору.

[+]

Увлеченность: Нет времени, чтобы остановиться у ресторана Holzschlägermatte, слишком же манят 718 Boxster S и гонщика Барта другие повороты трассы.

«Некоторые звуки двигателя нового 718 Boxster S напоминают мне старый гоночный автомобиль», говорит Юрген Барт. «Темные, глухие раскаты при ускорении, например». Пару часов назад, когда он выехал на трассу Шауинсланд, этот рокот то и дело отзывался эхом в горном лесу. Юрген Барт восхищен динамикой характеристик нового четырехцилиндрового оппозитного мотора: шасси — «сбалансированное», тормоза — «великолепны».

«Ты знаешь, что у тебя сзади работает турбодвигатель, а чувство такое, что это — «атмосферник». Классическая дорога среди горных гоночных трасс, которая выводит на обзорную площадку на высоте 1 284 м, является, по мнению Барта, идеальной для тестирования спортивных качеств автомобиля. «718 Boxster S — чудесная машина, компактная и легкая. Напоминает мне ранние модели 911».

Сын горного короля

Porsche 911 Юрген Барт знает как свои пять пальцев. В 1969 году на 911 Т он впервые стартовал в гонке Шауинсланд. До этого автомобиль использовался в ралли, средства на его покупку Барт взял из 2 000 марок, которые получил в качестве стартовых денег. Организаторы соревнований обязательно хотели, чтобы он и Ганс-Йоахим Штук в них участвовали, поскольку их анонсировали не просто как юниоров, а «сыновей бывших горных королей Барта и Штука». Однако Штуку, выступавшему на BMW Alpina 2002 ti, тогда из-за утечки масла не повезло. Зато дебютант Барт в полной мере продемонстрировал талант гонщика, став шестым в своей категории. «Я любил горные гонки», рассказывает он. «Нужно был до тонкостей знать каждый поворот, ведь напарника у тебя, как в ралли, не было. И шанс на горе, в отличие от кольцевых гонок, где намного важнее стабильность и стратегия, был только один».

[+]
[+]

Нюрбургринг: Рудольф Караччиола стал в 1927 году первым победителем гонки в Эйфеле, получившим кольцо в форме трассы. Последними были в 1980 году Юрген Барт и Рольф Штоммелен. Прекрасные воспоминания на правом безымянном пальце теперь сопровождают их.

«Быстрая езда, она, наверное, была у меня в крови. Но по-настоящему ездить я научился, неоднократно ведя автомобиль сопровождения, например, в Ралли Сафари в Кении для Бьёрна Вальдегорда», рассказывает Барт. Разбираясь к тому же досконально в автомобильной технике, он, как никто другой, мог ездить одновременно и очень быстро, и очень осторожно, что позволило ему стать одним из самых искусных пилотов своего времени в гонках на выносливость. Барт считает: «Искусство гонщика не в том, чтобы раз в гонке выложиться на сто процентов, пройдя круг за рекордное время. Штука в том, чтобы в течение всей гонки пройти каждый круг на девяносто процентов. Сможешь так, тогда ты действительно ездишь быстро».

Meханик и гонщик

Прежде чем стать гонщиком, Юрген Барт получил солидную подготовку. Так хотел его отец, который умер в 1965 году, и сын последовал завету. Вначале он выучился на автомеханика у Porsche, затем там же дополнил свое образование, став экономистом по сбыту и снабжению. Такой комплексный подход определяет всю его профессиональную жизнь. Вплоть до сегодняшних дней он остался гонщиком. Но параллельно он и автомеханик, и специалист PR, и талантливый организатор, что он доказал, на протяжении ряда лет работая в отделе автоспорта Porsche.

12 июня 1977 года Юрген Барт на дымящемся Porsche 936 пересек линию финиша в Ле-Мане, поставив триумфальную точку в 24-часовом автомарафоне, где он, Жаки Икс и Харлeй Хэйвуд одержали победу в общем зачете. Победили они, можно сказать, на последнем дыхании, потому что на последних двух кругах в Porsche функционировали только пять из шести цилиндров. Задачей Барта, который всегда максимально берег матчасть, было сохранить до финиша огромное преимущество команды без нарушения регламента соревнований. Через два дня после его самого большого успеха в автоспорте он уже летел в Австралию с инструментами в своем багаже. На этот раз задачей его была техническая поддержка польского гонщика Собеслава Засады, у которого с Porsche 911 в ралли Лондон–Сидней была многообещающая позиция, но который, однако, в итоге стал лишь 13-м.

[+]

Кольцо с Северной петли

[+]

Курс на Эльзас: Этот автомобиль хорош не только для атак в гонке, но и для прогулок на природе, считает Юрген Барт. С удовольствием проходя каждый поворот на горе Шауинсланд, он предвкушает обед в соседнем Эльзасе.

Когда мы сидели и разговаривали с Юргеном Бартом о былом, и речь зашла о новом 718 Boxster S, взгляд мой невольно упал на золотое кольцо на безымянном пальце его правой руки. Где-то я уже видел кольцо такой формы. «Это „Кольцо Нюрбургринга“, объяснил Барт. Ну конечно, впечатляющее украшение имело форму Северной петли, той самой трассы, на которой Барт вместе с Рольфом Штоммеленом на Porsche 908 в 1980 году выиграли 1 000-километровую гонку. Все победители больших гонок на эйфельской трассе получали «Кольцо Нюрбургринга»; традиция существовала с 1927 года, начиная с Рудольфа Караччиолы, завершившись в 1980-м на Барте и Штоммелене. Да, произносит мужчина с золотым кольцом, он ощущает его как своего рода завершение. Как будто отцовская карьера в автоспорте и его собственная дополняют друг друга, сливаясь в нечто единое. «Он никогда не побеждал в Ле-Мане и на Нюрбургринге, а я не первенствовал в Тарга Флорио и Шауинсланд».

Юрген Барт снова садится в 718 Boxster S с открытым верхом. Родстер цвета Lavaorange направляется в долину. Впереди поворот, на котором раньше во время горной гонки Шауинсланд собиралось до 10 000 зрителей, сидевших на деревянной трибуне и на травяном склоне, откуда в северном направлении открывался вид в долину Рейна — и до Эльзаса.

Прогулка по Шауинсланд

Туда и поедем. «Между прочим, 718 Boxster S хорош не только для атак в гонке, но и для прогулок на природе», рассуждает Барт. Сейчас, после воспоминаний об эпохе скорости на горе Шауинсланд и многих других трассах, как раз самое время для прогулки. Побродить в свое удовольствие по уютным французским улочкам по ту сторону Рейна, где свой, особый и привлекательный, стиль жизни, который так по душе Юргену Барту. Он — откроем секрет, теперь уже можно — как раз собирает материал для кулинарной книги гонщиков. Так что заехать в Эльзас в поисках рецептов, конечно, стоит. Барт жмет на газ, и 718 Boxster S с утробным рокотом срывается с места. Всё, как положено, когда на приятную прогулку отправляется гонщик.

Teкст Свен Фрейзе
Фото Штеффен ЯН

Горная гонка Шауинсланд

В средние века здесь добывали серебро и свинец, позднее — рубили лес. Чтобы было легче возить дрова в долину, власти Фрайбурга велели проложить на своей «домашней» горе дорогу, что и было сделано к 1896 году. Лет через 20 дорога привлекла к себе внимание фрайбургских энтузиастов мотоспорта. 16 августа 1925 года на горе Шауинсланд состоялась первая гонка — «ADAC Berg-Rekord». В ней участвовали 126 мотоциклов и 72 автомобиля, которым нужно было преодолеть около двенадцати километров дистанции с 173 поворотами при максимальном уклоне дороги 20 % на средней скорости 62,3 км/ч. Гонка сразу стала популярной. В лучшие времена она собирала до 20 000 зрителей, которые подбадривали мчавшихся лучших гонщиков Европы, частных водителей и спортсменов местного масштаба. В списках победителей в общей сложности 38 горных гонок Шауинсланд значатся, среди прочих, Рудольф Караччиола, Ганс-Йоахим Штук, Бернд Роземайер, Ганс Геррманн, Эдгар Барт, Герхард Миттер, Рольф Штоммелен и Марио Кеттерер. Средняя скорость последнего, 134,76 км/ч, зафиксированная 8 июля 1979 года, является на сегодняшний день лучшим результатом этой горной трассы. В 1984 году состоялась последняя гонка Шауинсланд, которая прошла по укороченной трассе. Из-за жестких ограничений по причинам безопасности и экологии соревнования перестали проводиться. Сейчас, уже в свободной последовательности, заезды проводятся снова, однако уже в рамках форумов автоклассики на Шауинсланде с участием элитных водителей и их олдтаймеров.