Porsche - Хартмут Эсслингер – FROGMUT | CW FD 888

Хартмут Эсслингер – FROGMUT | CW FD 888

[+]

Что-то родное: Эсслингер любит ездить в своем 911 Carrera S по хайвею Old Santa Cruz. Если бы разметка не была желтого цвета, можно было бы подумать, что это фото сделано где-нибудь в Шварцвальде. И это еще одна причина, почему ему нравится эта извилистая дорога.

Было бы поверхностным сводить промышленный дизайн к искусству упаковки. Хороший дизайн — стратегический компонент. Хартмут Эсслингер вот уже десятилетия неустанно доказывает это. В автомобилях знаменитый дизайнер ценит симметрию законченных форм. У него два однотипных кабриолета 911Carrera S, один в Шварцвальде, другой — на его второй родине, в Северной Калифорнии.

Подходя к единственному современному дому на этой уединенной улице в Лос-Гатосе, сразу все понимаешь об автомобильных пристрастиях его владельца. В гараже, за стеклянной дверью стоит Porsche 911 Carrera S Cabriolet (цвет — «желтый скоростной»), с калифорнийским номером «Frogmut»: «Frog» — название международной дизайнерской фирмы, «mut» — от имени Хартмута Эсслингера, основателя фирмы.

Как насчет защиты частной жизни, господин Эсслингер? «Я люблю смотреть на мой Porsche, когда прихожу домой», гнусавит в ответ по-английски немец-эмигрант с характерным шварцвальдским выговором. Он восседает на стуле датского дизайнера Арне Якобсена в своем доме в Кремниевой долине и пьет эспрессо. Эсслингер и его жена Патриция Роллер живут здесь уже 20 лет, около двух десятилетий они совместно руководили frog design. Их дети живут отдельно, но родители, наконец, перестроили дом лишь два года назад. «В нем есть немного от стиля баухаус, немного от Фрэнка Ллойда Райта», говорит Эсслингер.

[+]

Отдохновенье: Когда Хартмут Эсслингер хочет уйти от будней, он едет в уединенное место в горах Шварцвальда. Там, где ветер и воля, он предается раздумьям.

И, конечно, немного от Эсслингера. Ведь хозяин дома и фирма frog в течение прошедших десятилетий были в числе лидеров революционного производственного дизайна. В 1969 году Эсслингер основал в Мутлангене фирму Esslinger Design, переименованную 13 лет спустя в frog design. Несколько его успешных проектов быстро сделали фирме имя. В 1974 году для компании Hansgrohe была разработана душевая лейка Tribel, объем продаж составил 15 млн. штук. Дизайн телевизора black-box Trinitron для Sony положил конец эпохе деревянных корпусов и декоративных накладок в бытовой электронике.

Язык форм Эсслингера читается во многих изделиях международных компаний. Disney, Louis Vuitton, Lufthansa, Microsoft, Olympus и SAP — вот лишь несколько его клиентов. Мало того: Эсслингер одним из первых заявил, что сводить промышленный дизайн к искусству упаковки — подход поверхностный. Дизайн должен быть, по его мнению, одним из главных стратегических компонентов для любого бизнеса. Свое кредо этот оригинал, когда-то бросивший учебу в институте, поскольку его «раздражали идея украшательства и элитная болтовня многих коллег», отстаивает всю жизнь.

Более всего девиз Эсслингера пришелся по вкусу основателю Apple Стиву Джобсу. В 1982 году он приглашает немца в Калифорнию, чтобы разработать концепцию дизайна и цвета продукта, с которой творения Джобса должны превзойти изделия конкурентов. Эсслингер и Джобс придумали стиль «Белоснежка», многие годы определявший лицо компьютеров Apple. Работа для Apple стала фундаментом мирового реноме дизайнера Эсслингера и его фирмы frog и основой многолетней дружбы двух нонконформистов, называвших вещи своими именами.

«С ним никогда не бывало скучно», произносит Эсслингер, печально склоняя серебристую гриву. Джобс умер в 2011 году, ему было всего 56. Основатель Apple и владелец Porsche обожал немецкие автомобили, вспоминает Эсслингер. В своей книге «Гениальное просто — ранние годы дизайна Apple» Эсслингер рассказывает, как он объяснял Джобсу на примере Porsche, что дизайн — комплексное понятие, и в нем должна быть выражена душа продукта. «Without the excellent driving experience and the history of stellar performance, a Porsche would be just another nice car — but it wouldn’t be a Porsche».

[+]

Мгновенье: Желтый кабриолет промышленного дизайнера перед его домом в Калифорнии.

[+]

Язык форм: шедевры дизайна, вроде не пошедшего в серию Baby Mac для Apple и преддипломного проекта Эсслингера радио Braun, украшают его лофт в Бад-Вильдбаде.

Если стоящий за стеклянной дверью гаража Porsche 911 Эсслингер демонстрирует охотно, то избранные примеры своего дизайна он скорее предпочитает прятать от глаз гостей. Такая вот, если угодно, скромность шваба, живущего в Калифорнии. Наверху, в спальне, на простых полках, иногда за стеклом, как в музее, стоят «уолкмены» и «дискмены» от Sony. Два черных как ночь компьютера NeXT, над которыми Эсслингер трудился для Джобса. Концепт Baby Mac, разработанный в 1985-м для Apple, но не реализованный в большой проект. У мастера, в юности мечтавшего о карьере автомобильного дизайнера, было много машин. Он опробовал спорткары всех крупных производителей. Однако ни один из них, по его словам, в плане дизайна и удовольствия от вождения не может, сравниться с Porsche 911. Свой первый «одиннадцатый», серебристый с голубым тентом, он приобрел в 1983 году. С той поры он — фанат «одиннадцатого». Его дизайн для Эсслингера не только культовый силуэт спорткара: «Опыт активного спортивного вождения, неопосредованное ощущение механической техники и целостность изделия — всё настоящее. Этому автомобилю не нужны модные ломаные линии, его пропорции динамичны». Что ожидает знаменитый дизайнер от марки Porsche? «Инновационность и власть над техникой. Необходимо чувство, что разработчики и производственники относятся к своему делу с истинным энтузиазмом. Сэкономленный килограмм веса более ценен, чем прирост мощности. Короче: как можно меньше балласта. В принципе это пуристский автомобиль».

Эсслингер идет в гараж, где царит идеальный порядок, обходит 911-й кругом. Он купил этот Porsche в 2006-м, он выглядит как новый. Салон и тент синего цвета, изящный спортивный руль, пять круглых «поршевских» приборов светятся желтым, такой же цвет у керамических тормозов. «Люблю краски», говорит Эсслингер. Он и одевается пестро: ношеные джинсы, бирюзовый пуловер, серые носки и красная куртка соответствуют духу непоколебимого оптимиста и неуемного бунтаря. В то же время он — человек привычек: у него есть еще один Porsche, 911 Carrera S. И тоже кабриолет. И тоже цвета «скоростной желтый». Тент и салон опять же синие. Близнец калифорнийского Porsche стоит в гараже в Шварцвальде, точнее говоря в Бад-Вильдбаде, в 100 км от Бойрена, где родился Эсслингер. Каждый год дизайнер на пару недель приезжает в Германию. И, конечно, там он тоже хочет ездить в «одиннадцатом». Автомобили различаются лишь тем, что «германский одиннадцатый» — полноприводной, а у «калифорнийского» задний привод, потому как «там снег-то не идет».

Porsche - Хартмут Эсслингер – FROGMUT | CW FD 888

Маэстро и музыка: Дизайнер играет и блюз, и джаз, и рок. Играет на рояле и гитаре, в туфлях и без.

Но все-таки: почему два однотипных кабриолета одного и того же цвета? «Для безопасности», отвечает Эсслингер. Он не хочет, чтобы непривычный цвет отвлекал его. «Если захочу новый 911, придется купить сразу два», усмехается он и, согнувшись, усаживается в автомобиль, предварительно сменив удобные сандалии «Birkenstock» на малиновые кроссовки, накинув синюю куртку и обмотав вокруг шеи тоже малинового цвета, но еще и в белый горошек, шарф.

Эсслингер везет нас своим любимым маршрутом. Изобилующий поворотами хайвей Old Santa Cruz проходит через малонаселенный горный массив Санта-Круз, отделяющий Лос-Гатос и Кремниевую долину от тихоокеанского побережья. Мы направляемся к городку серферов Санта-Круз. Желтый цвет машины перекликается с желтизной дорожной разметки, пышной зеленью вокруг и красными стволами секвой, стволы которых, кажется, уходят в небо, если смотреть из низко посаженного салона «одиннадцатого». На этой дороге хорошо думается, считает Эсслингер, предпочитающий музыке звук мотора Porsche.

Эсслингер с женой продали frog пару лет назад, но остались самыми крупными акционерами среди частных владельцев акций фирмы. Отойдя от дел, Хартмут Эсслингер не ушел на покой. Он — Chief Design Officer китайского концерна LeEco (бывший Letv; технологии и онлайн-сервисы), преподает стратегию дизайна в основанной им DeTao Masters Academy в Шанхае и консультирует топ-менеджмент в вопросах создания глобальных брендов. «Я — трудоголик», признается Эсслингер. Он останавливает Porsche у пляжа национального парка Big Basin Redwoods, с наслаждением дышит океанской свежестью и добавляет: «Но я регулярно нахожу время приезжать сюда на 911-м, чтобы освободить голову для поиска новых идей».

Текст Хелена Лаубе
Фото Aльбрехт Фукс