Тень мастера
Лишь немногие люди могут похвастаться тем, что они достигли такого же успеха в жизни тасканием сумки с клюшками для гольфа, как и шотландец Крэйг Коннелли. Ничего удивительного: кэдди Коннелли — один из лучших в своем деле. В беседе с журналистом «Christophorus» он рассказал об эпохальном триумфе и упущенных победах.
В своем кругу кэдди (англ. caddie — помощник игрока в гольфе, переносящий спортинвентарь и помогающий советами) любят играть в «кредитную рулетку». Например, в Понте-Ведра-Бич (Флорида), в кулуарах The Players Championship, одного из самых престижных турниров мирового гольфа. За ужином в стейк-ресторане, когда приходит время платить, Крэйг Коннелли и его коллеги решают предоставить выбор случаю. Они просят официантку, чтобы та, закрыв глаза, вытаскивала из вазы по одной кредитные карты участников ужина. Владелец последней оставшейся в вазе кредитки заплатит за всех. На этот раз случай выбирает Коннелли. Он расплачивается, не моргнув глазом. Какая сумма значилась в счете, 40-летний мужчина не говорит. Человек он коммуникабельный, но не болтливый. В этом смысле он не особенно распространяется также о деталях из жизни своего работодателя. Главная заповедь профессии Коннелли гласит: хороший кэдди тот, кто умеет хранить секреты.
На все руки
«Вообще-то я хотел стать профессиональным гольфистом», рассказывает Коннелли. Он родился в рабочем пригороде Глазго, и уже в детстве в нем обнаружился талант к игре с мячами и клюшками. Нужно сказать, что в Шотландии, на родине гольфа, игра эта отнюдь не привилегия состоятельных слоев общества, это — народный спорт. Родители Коннелли (мать была учительницей, отец — управляющим ресторана) поддерживали, как могли, увлечение старшего из трех своих сыновей. Однако Коннелли своевременно понял, что с его гандикапом «четыре» мировая карьера в гольфе ему не светит. Поскольку тренером он быть не хотел, но и бросать любимый спорт не собирался, он выбрал профессию кэдди. В течение восьми лет он сопровождает профессиональных гольфисток на турнирах в Европе и США. Носит сумки, чистит клюшки, подает мячи, вычисляет расстояние от мяча до «грина», советует, какие клюшки лучше брать. И надеется, что его подопечные преодолеют первые два раунда турнира и, таким образом, успешно пройдут отбор, так называемый «cut». Не получится, значит ни с чем остается не только игрок, но и его помощник с сумкой. Для этой профессии нужно иметь своего рода азартный характер. Бывает, что повезет и выпадет джекпот, и тебя возьмет в кэдди один из тех, кто, считай, почти всегда получает призовые деньги. Самый известный и, вероятно, самый преуспевающий кэдди в истории гольфа это новозеландец Стив Уильямс, с 1999 по 2011 годы следовавший тенью за Тайгером Вудсом. Уильямс заключал собственные рекламные контракты и, как сообщалось, в целом заработал на полях для гольфа двенадцать миллионов долларов. И это при нагрузке от 25 до 30 рабочих недель в году.
«Я бы охотно походил по полю за Тайгером Вудсом», говорит Коннелли с улыбкой. Его первым мастером среди игроков-мужчин был в 2004 году Пол Кейси, тоже неплохой вариант. Элегантный англичанин принадлежит к плеяде молодых и неистовых игроков, демонстрирующих эффектный гольф, их называют «молодые стрелки». Познакомились Кейси и Коннелли на одной свадьбе. «Мы играли в гольф и праздновали. Отличный был уикенд», вспоминает Коннелли.
Пару недель спустя, на турнире в Германии англичанин устраивает шотландцу проверку. С хорошим результатом: дуэт занимает на третье место. «Я тогда решил, что на этом все и закончится, и вернулся на женский турнир Ladies Tour в США», говорит Коннелли. Но через две недели звонит Кейси и приглашает его в качестве кэдди на Кубок Райдера, самое главное командное состязание в гольфе. В 2004 году Кубок, на котором раз в два года меряются силами лучшие профессионалы из Европы и США, проходил в Детройте. Европейцы с капитаном команды Бернхардом Лангером наносят американцам сокрушительное поражение с рекордным счетом. С тех пор ни один Кубок Райдера не проходил без участия Коннелли. Он еще дважды выступал с Кейси, затем недолго носил сумку с клюшками легендарного шотландского гольфиста Колина Монтгомери, прежде чем стал кэдди Мартина Каймера.
Восхождение на Олимп
В тандеме с немцем для Коннелли начинается самый успешный период в его карьере. С Кейси он выигрывал турниры и добрался до третьей позиции в мировом рейтинге гольфа. С Каймером он добивается двух побед в серии турниров «мейджор» и поднимается на первое место в мире. Когда Каймер в 2014 году в течение пяти недель выигрывает сначала The Players Championship, а затем «мейджор» Открытое первенство США, это приносит ему призовые в сумме 3,42 миллиона долларов США. Коннелли удостаивается титула «Кэдди года» и получает свой процент от выигрыша. Сколько? «Люди болтают о десяти процентах, но это не соответствует действительности», отмахивается Коннелли. «Сумма была меньше, но я не жалуюсь».
Самая большая мечта Коннелли — выиграть его любимый турнир, US Masters, в американском городе Огаста. Победителю там, помимо солидных призовых денег, вручается знаменитый зеленый жакет. Только вот Каймеру с турниром не везет, ему на этом поле редко когда хорошо «играется». «Но мы все равно подбираемся к жакету все ближе и ближе», уверяет Коннелли. «В прошлом году Мартину Каймеру как-никак удалось пройти «,cut‘… А если серьезно, то я знаю, что он сможет еще лучше сыграть на этом поле и добыть титул победителя Masters».
По меньшей мере, за один исторический триумф Каймер должен быть благодарен своей «тени» на поле — кэдди Коннелли. Во время Кубка Райдера 2012 года тот настолько скрупулезно промерил покатость, уклон и состояние травяного покрова, а также расстояние, направление и положение мяча относительно флажка, что решающий удар Каймера в матче европейцев с командой США окрестили «чудом Медины». Немец пробил — и Европа отстояла Кубок в полной драматизма борьбе. Конечно, не всегда бывает все так блестяще, как на том турнире. Случаются срывы и у такого аса, как Коннелли. Пример: год 2015, Открытый чемпионат Италии, у Каймера великолепные шансы на победу. «На пар-5 я посоветовал ему взять клюшку покороче», рассказывает Коннелли и досадливо морщится. Каймер не попадает на «грин», теряет удар и проигрывает. «У меня, как у каждого, бывают ошибки. Но я стараюсь извлекать из них уроки».
Teкст Thomas Lötz
Фото Штефан фон Штенгель
Гольф и Porsche
Вот уже три года