Мечты о будущем
Как мы будем жить в ближайшие десятилетия? В городской жизни намечаются три главных направления. «Christophorus» решил посетить будущее у него дома — и поднимается для этого на автомобиле на 56-й этаж.
Желание большинства людей жить в городе и продолжающаяся цифровая революция повседневной жизни решающим образом будут определять наш стиль жизни. Однако городской характер жизни и технические инновации могут совершенно по-разному влиять на то, как человек живет и формирует свою среду обитания. Среди сценариев будущей жизни выделяются три тенденции: «кокон люкс», «эко-жизнь» и «умный дом».
Хотите пример? Пожалуйста. Квартира на 56-м этаже. Из стеклянного лифта выезжает
Своя машина непосредственно рядом с кухней и спальней — это желание становится действительностью для жильцов
Ключ от квартиры — автомобиль
Для руководителя
Однако было бы абсолютно недопустимо запускать двигатель внутреннего сгорания прямо на 56-м этаже. Поэтому пришлось найти способ для перемещения автомобилей без использования их собственной тяги в лифт и затем на места парковки. Машины транспортируются по рельсам. Расположенные в центре башни три лифта справляются с этим (с учетом погрузки и выгрузки) менее чем за две минуты.
1) Кокон люкс: быть дома — лучше всего
Апартаменты
«Мы жаждем защищенности в том воображаемом, желанном месте, которое мы считаем домом, которое поддержит в трудные минуты. Оно словно якорь среди сложностей жизни», говорится в исследовании новых тенденций франкфуртского Института будущего «50 размышлений о будущем жилье». Такое стремление вовсе не означает бегство в замкнутый образ жизни, например, в сельской местности. Напротив: «городская жизнь привлекательна», говорится далее в исследовании. Директор Гарри Гаттерер формулирует идею «эпохи урбанистического оптимизма» и предсказывает: «Города привлекают все больше людей. К 2050 году 70 процентов населения Земли будут жить в городах».
2) Эко-жизнь: село покоряет город
Поскольку пространство в городе ограничено, дома стремятся ввысь, эта тенденция проявилась самое позднее с началом современной эпохи. Однако ввиду того, что одновременно сохраняется тяга к природе и продолжает расти потребность в улучшении качества жизни, возникает и другой тренд — к эко-жизни. Режиссер Фриц Ланг в своем фильме «Метрополис» показал зарождавшуюся в начале 20 века урбанизацию как антиутопию, сценарий гибели. «Однако сегодня метрополии полны зелени и многообразия, как никогда прежде», считает Гаттерер. Село завоевывает город: большинство хочет жить в городе, одновременно тоскуя по зелени. И устремляются в небо городские леса. Своеобразной вехой в архитектуре является, например, небоскреб Bosco Verticale («вертикальный лес») в Милане, в котором отсутствие близлежащего парка или сада компенсируется террасами с зелеными насаждениями, расположенными перед окнами квартир. Это сопряжение города и живой природы, стимулирования и раскрепощения есть закономерный результат игр разума, благодаря которому удовлетворяются современные запросы к человеческому существованию. Нет сомнений в том, что общение с природой повышает качество жизни. И террасы на крыше становятся посевными площадями, а балконы — цветочными лугами. При этом речь не идет о каком-то вкладе в спасение мира — это просто обретение личного счастья.
3) Умный дом: сетевой быт
Полная автоматизация личного жилья также становится залогом комфортного самоощущения — в этом случае решающую роль играет модель «умный дом». Каким будет домашнее хозяйство будущего? Сетевой структурой. Умный дом начинался несколько лет назад с дистанционного управления ставнями, светом и отоплением. Постепенно интеллектуальное жилище узнает о своих обитателях все больше и больше, чтобы сделать их жизнь приятнее. Самостоятельно выбирается музыка по настроению человека или фильмы для домашнего сеанса. Принимается за работу робот-пылесос, ванна наполняется водой, а холодильник сортирует, как надо, продукты. Правда, слышны и скептические голоса: «Может быть, техника в итоге заживет вместо нас своей собственной жизнью?» Исследователи будущего из Франкфурта успокаивают: в центре «правильного» жилья всегда должны быть живые отношения между людьми. «Истинно интеллектуальный дом интегрирует все эти умные бытовые устройства в контекст полноценной жизни».
В этом смысле самостоятельно определяемое соотношение желаний и жизни станет наиболее интеллектуальной формой жилища будущего. Такого, как в Майами, где вид природы и водного простора сочетается с хитроумной технологией транспортировки автомобиля в собственную квартиру. Добро пожаловать домой. Добро пожаловать в будущее, ставшее настоящим.
«Речь идет о зрелище»
Саския Зассен о городе как желанном месте и жизненном центре.
Как люди хотят жить в будущем?
По нашим наблюдениям, городам как местам проживания снова отдается наибольшее предпочтение. Это относится ко всем группам населения. Особенно примечателен растущий интерес к городам средней величины. С одной стороны, потому что в больших городах жизнь слишком дорогая. С другой стороны, средние города зачастую считаются привлекательней мегаполисов. В конечном счете, людям ведь нужна «городская среда», а таковая есть в любом центре города.
Что конкретно имеется в виду?
Престижная работа, привлекающая молодежь, стартапы, искусство и культура, гастрономия. Не бывает совершенных городов, все они открыты, развиваются, все разные. Но в этом-то и заключается их шарм. Несовершенство, часто и проблемность, таят в себе неожиданность. Как уже давно открыл социолог Георг Зиммель, социальная дифференциация стимулирует развитие индивидуума. Он одинок в городской среде анонимности, но он сильный! Философ Вальтер Беньямин говорил: речь не только о тебе и твоих друзьях. Речь о зрелище. Это самое главное в городе.
Что же следует делать?
Нужно создать интеллектуальный город, но не путем тотального распространения техники и цифровых технологий. Умный город это функционирующий город. Нам нужны личностные сети, пространства для встреч. Причем аналоговые, не цифровые. Для встреч и общения людей — назовем это зрелищем — нужно создавать возможности.
Текст Ян Ван Россем, Фридер Пфайффер
Фото Беньямин Энтони Монн, Давид Пирас/Стефано Боэри Аркитетти, Hero Images, Йоханнес Хойкерот/Галерея Шток, Вольф Штайнер/Институт будущего