Porsche - Властелин линий

Властелин линий

[+]

лорд Норман Фостер
«Важно всестороннее признание роли архитектуры в обществе».

Стремясь к устойчивому развитию, он задумывает здания, преобразует целые города, дает новые определения небоскребам и мостам. Лорд Норман Фостер — пожалуй, самая яркая фигура в современной архитектуре. О новом здании Apple в Купертино, об уникальном куполе Рейхстага и его тесной связи с двумя Porsche 356.

Эпическое панно протянулось на более чем 15 метров в длину и три метра в высоту. Нитки 14 оттенков переплелись в гобелене, выполненном в старинной технике острова Суматра. Таким образом британский художник Грейсон Перри представил собственную интерпретацию «Семи возрастов человека» по мотивам произведения Уильяма Шекспира. Семь этапов жизни мужчины сотканы в огромное произведение искусства. Перед панно припаркованы два Porsche 356. Мы — в гараже звездного архитектора лорда Нормана Фостера. В свои 85 лет он по-прежнему энергичен и уверенно держит в руках штурвал своей компании. Жизнь в семи актах.

[+]

Купол Рейхстага
В 1993 году Фостер выиграл конкурс на реконструкцию здания Рейхстага в Берлине. Купол, открытый для публики, выражает дальновидность и прозрачность демократии.

[+]

«Корнишон»
Первый экологически чистый небоскреб в Лондоне, построенный в 2004 году: 41 этаж, 46 400 кв. м, многочисленные офисы, магазины и кафе.

Акт первый — Манчестер

Июнь 1935 года. Норман Фостер родился в английском городе Стокпорте, а вырос в промышленном мегаполисе Манчестере. Детское сочинение обеспечивает ему место в старшей школе. В нем Фостер описывает гоночную дуэль на Нюрбургринге. «Я осознавал, что мне нравятся гоночные автомобили. Особенно меня восхищали модели Porsche с задним приводом, — рассказывает Фостер. — Для меня эти машины — произведения искусства, напоминающие футуристические скульптуры».

В 16 лет Норман Фостер бросает школу и устраивается на работу в городскую администрацию. В юности источником его вдохновения были, прежде всего, книги и журналы. На обложке молодежного еженедельника «Eagle», что-то вроде своеобразного попурри футуризма, технологий и архитектуры, был изображен Дэн Дейр, герой-пилот комиксов. Фостер начинает мечтать о полетах. Его первое приключение из области научной фантастики вскоре станет реальностью.

Акт второй — Королевские ВВС

В 1953 году любовь к небу приводит Фостера в Королевские воздушно-военные силы Великобритании. Правда, его служба на РЛС проходит на земле, но несколько лет спустя он все-таки получает свою первую летную лицензию. Пилот Фостер с личным номером 2709757 до сегодняшнего дня управляет вертолетами и реактивными самолетами.

После завершения обучения в ВВС ему приходится выживать, перебиваясь случайными заработками; но он определенно не хочет возвращаться к скучным будням в городской администрации. Следующий прилив вдохновения охватывает Фостера в библиотеке Левеншульма: он до сих пор хранит книгу Ле Корбюзье «К архитектуре». «Я был загипнотизирован этим дизайном», — вспоминает Фостер. Манчестерский университет принимает его портфолио, и он поступает на курс архитектуры. Уже во втором семестре смелый дизайн ветряной турбины приносит ему первую награду. Дизайн дома, в котором моторная лодка швартуется почти в гостиной, еще один проект, выделивший его из массы однокурсников.

Акт третий — Йель

В 1961 году Фостер получает стипендию в известном Йельском университете. Американский подход к форме и функциональности давно привлекал молодого студента. В начале Второй мировой войны многие европейские теоретики архитектуры эмигрировали и продолжали воплощать свои мечты в небоскребах за океаном. Среди них такие знаменитости, как основатель Баухауса Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Фостер обожает Йель. Такие визионеры, как Ричард Бакминстер Фуллер и Пол Рудольф, побуждали его в полной мере проявить свои способности. Вместе с однокурсником Ричардом Роджерсом Фостер путешествует по США на «жуке» Volkswagen. Магическое впечатление производят на них здания, спроектированные Фрэнком Ллойдом Райтом и Чарльзом Имзом по модульному принципу, они становятся образцами, определяющими становление будущих архитекторов. После учебы в Йеле Фостер несколько месяцев работает в Сан-Франциско. Там он влюбляется в силуэт Porsche 356: «Этот автомобиль был культовым в Калифорнии. В принципе, нишевый продукт, но каждый раз, когда я приезжал на своем MGA в сервис, там были сплошь 356-е. На этой машине ездил даже главный дизайнер архитектурного бюро, в котором я работал. Форма и концепция автомобиля сразу очаровали меня».

Акт четвертый — Team 4

В 1963 году Фостер вместе с Ричардом Роджерсом, своей будущей супругой Венди Чизман и ее сестрой Джорджи открывает архитектурное бюро Team 4. Один из первых проектов отмечен Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) — и отдает дань памяти увлечению Фостера летным делом: часть удостоенного награды здания Creek Vean House в Корнуолле, Англия, напоминает кабину самолета, наполовину вошедшую в землю. Архитектурный квартет Team 4 явно отличается от мейнстрима сочетанием традиционных и промышленных материалов, их проект даже появляется в кино. В 1971 году американский режиссер Стэнли Кубрик использует Skybreak House в британском Рэдлетте в съемках блокбастера «Заводной апельсин».

[+]

HSBC Tower
Это здание банка, устремленное почти на 180 метров в небо над Гонконгом, не имеет бетонного ядра — его поддерживает стальной экзоскелет.

Акт пятый — Foster + Partners

В 1967 году Норман Фостер и его жена Венди учреждают бюро Foster Associates, которое позже трансформируют в Foster + Partners. Их компания становится ядром новаторского архитектурного искусства. С помощью новых компьютерных технологий Фостер еще более интенсивно преобразует свои конструкции. Настоящий фурор в начале 1970-х производит фасад из черного дымчатого стекла от Willis Faber & Dumas в Ипсвиче, Англия. В 1986 году возводится 44-этажный HSBC Tower в Гонконге. Фостер выворачивает конструкцию здания наизнанку, его проект привлекает всемирный интерес. 1991 год, первый аэропорт: Лондон-Станстед. В Beijing Capital International Airport Фостер впервые использует для интерьера терминала аэропорта естественное освещение. Его креативность кажется безграничной и воздушной, сооружения покоряют мир, множатся призы и награды. В 1990 году королева Елизавета II посвящает Фостера в рыцари. Спроектированные им мост «Миллениум», небоскреб «Корнишон» и стадион «Уэмбли» формируют современный облик Лондона. В 1999 году королева присваивает архитектору титул пожизненного пэра — от звания дворянина он переходит в высшее дворянство, и теперь, с титулом Baron Foster of Thames Bank, занимает место в палате Лордов, верхней палате британского парламента. «Это было торжественное событие, преисполненное смирения, — вспоминает архитектор церемонию награждения. — Но гораздо важнее всестороннее признание роли архитектуры в обществе».

В том же году Норман Фостер получает в Берлине авторитетную международную Притцкеровскую архитектурную премию. Там же он получает заказ на реконструкцию здания немецкого Рейхстага. «Наверное, это самый значимый из моих проектов», — говорит архитектор.

Фостер мыслит целостно: от расположения рядов сидений и дизайна огромной фигуры германского орла до стеклянного купола над Рейхстагом. «Мы смоделировали купол в масштабе 1:20, подняли его на реальное здание Рейхстага при помощи подъемного крана и поднялись в него. Мы хотели увидеть, какое впечатление окажет на нас интерьер», — вспоминает он. Политическое влияние архитектурных решений требует максимальной взвешенности. «Я до сих пор помню, как тогдашний канцлер Гельмут Коль прошелся со мной по зданию и сказал, что ему хотелось бы увидеть необычные цвета — он хотел чего-то радостного для объединенной Германии». Британец убедил немецкого канцлера законсервировать надписи, оставленные на стенах Рейхстага в 1945 году солдатами Красной Армии.

Чтобы спроектировать фигуру орла весом в две с половиной тонны, который бдит над головами политиков в зале пленарных заседаний, Фостер отправляется в Японию и проводит в горах несколько дней, изучая диких хищных птиц. И все же: «Германский орел — это компромиссное решение, лично я сделал бы его немного изящнее».

[+]

Apple Park
Штаб-квартира компьютерного гиганта сооружена в 2017 году в Кремниевой долине в форме монументальной бесконечной петли. В ее центре — парк площадью 12 га.

Акт шестой — Apple Park

«Привет, Норман, это Стив. Нужна твоя помощь». Результатом телефонного звонка стал, возможно, самый впечатляющий офисный комплекс в мире — Apple Park. Штаб-квартира производителя компьютеров строится в Купертино, в Кремниевой долине, в Калифорнии, где вырос основатель компании Стив Джобс. «Это было на самом деле необыкновенное сотрудничество, — подчеркивает Фостер. — Стив не хотел, чтобы я воспринимал его как клиента, он хотел быть членом моей команды. Он рассказал мне, что когда был молод, Кремниевая долина производила бóльшую часть фруктов для Америки. Это стало источником вдохновения для Apple Park». Комплекс считается одним из самых передовых образцов корпоративной архитектуры. Электричество полностью получается из возобновляемых источников. Солнечные батареи в кампусе генерируют до 17 мегаватт и в совокупности образуют одну из крупнейших в мире солнечных систем, установленных на крыше.

[+]

Chesa Futura
Мастер видит симбиоз в формах здания и Porsche 356.

Акт седьмой — Chesa Futura и 356-й

Фасад этого здания украшают около 250 000 единиц черепицы ручной резки из лиственницы. С противоположной стороны озера здание смотрится в цветах швейцарского горного ландшафта. На ретороманском языке, исконном в кантоне Граубюнден, Chesa Futura означает «Дом будущего». Частный жилой комплекс Форстера находится в центре горнолыжного курорта Санкт-Мориц и напоминает приземлившийся космический корабль.

«Комплекс Chesa Futura, он как будто живой, — говорит его создатель, — точно такой же, как и мой Porsche». Его 356-й цвета серебристой рыбьей чешуи имеет разделенное в центре планкой лобовое стекло, что характерно для машин раннего производства в Штутгарте. «Машина отражает форму „Дома будущего“ и наоборот — разве это не чудесно?» Он любит ездить по серпантинам и перевалам своей новой родины. На тахометре, правда, всего около 6 000 километров. «Теперь, когда у моего младшего сына есть водительские права, станет, вероятно, больше, — шутит Фостер и продолжает о своем 356-м. — В октябре 1950 года он был доставлен в Гамбург. В 1955 году его купил командир эскадрильи Королевских ВВС Роберт Манро по прозвищу „Порки“, который привез его в Великобританию и зарегистрировал под номером UXB 12 (сокр. „неразорвавшаяся бомба“). В 1957 году Манро стал главным летчиком-испытателем самолета Hawker-Siddeley Kestrel, прототипа Harrier Jump Jet — одной из моих любимых моделей». Черный кабриолет модели 356 C с багажником на крыше уже готов к выездам на трассы для беговых лыж, которые так любит Фостер. «Гламур, который сегодня приписывается 356-му, противоречит его корням, — размышляет архитектор. — Машина была задумана во времена дефицита и делалась из тех деталей, которые вообще были доступны в послевоенные годы».

Лорд Норман Фостер, который в детстве считал пенсы, чтобы в мечтах подняться в небеса с Дэном Дeйром, героем комиксов «Пилот будущего», и который благодаря своим смелым архитектурным решениям вскоре сам стал «пилотом будущего», благодарен: «Я очень ценю эти спортивные автомобили, так же, как и свою жизнь. Возможность наслаждаться каждой поездкой — это привилегия».

«Chesa Futura, он очень живой — как и Porsche».
лорд Норман Фостер

[+]

Купол Рейхстага
В 1993 году Фостер выиграл конкурс на реконструкцию здания Рейхстага в Берлине. Купол, открытый для публики, выражает дальновидность и прозрачность демократии.

Текст Бастиан Фурманн
Фото Герхард Мерцедер, Maркус Бользингер, Иан Ламбот, Руди Майзель, Стив Прёль