Властелин линий
Стремясь к устойчивому развитию, он задумывает здания, преобразует целые города, дает новые определения небоскребам и мостам. Лорд Норман Фостер — пожалуй, самая яркая фигура в современной архитектуре. О новом здании
Эпическое панно протянулось на более чем 15 метров в длину и три метра в высоту. Нитки 14 оттенков переплелись в гобелене, выполненном в старинной технике острова Суматра. Таким образом британский художник Грейсон Перри представил собственную интерпретацию «Семи возрастов человека» по мотивам произведения Уильяма Шекспира. Семь этапов жизни мужчины сотканы в огромное произведение искусства. Перед панно припаркованы два
Акт первый — Манчестер
Июнь 1935 года. Норман Фостер родился в английском городе Стокпорте, а вырос в промышленном мегаполисе Манчестере. Детское сочинение обеспечивает ему место в старшей школе. В нем Фостер описывает гоночную дуэль на Нюрбургринге. «Я осознавал, что мне нравятся гоночные автомобили. Особенно меня восхищали модели
В 16 лет Норман Фостер бросает школу и устраивается на работу в городскую администрацию. В юности источником его вдохновения были, прежде всего, книги и журналы. На обложке молодежного еженедельника «Eagle», что-то вроде своеобразного попурри футуризма, технологий и архитектуры, был изображен Дэн Дейр, герой-пилот комиксов. Фостер начинает мечтать о полетах. Его первое приключение из области научной фантастики вскоре станет реальностью.
Акт второй — Королевские ВВС
В 1953 году любовь к небу приводит Фостера в Королевские воздушно-военные силы Великобритании. Правда, его служба на РЛС проходит на земле, но несколько лет спустя он все-таки получает свою первую летную лицензию. Пилот Фостер с личным номером 2709757 до сегодняшнего дня управляет вертолетами и реактивными самолетами.
После завершения обучения в ВВС ему приходится выживать, перебиваясь случайными заработками; но он определенно не хочет возвращаться к скучным будням в городской администрации. Следующий прилив вдохновения охватывает Фостера в библиотеке Левеншульма: он до сих пор хранит книгу Ле Корбюзье «К архитектуре». «Я был загипнотизирован этим дизайном», — вспоминает Фостер. Манчестерский университет принимает его портфолио, и он поступает на курс архитектуры. Уже во втором семестре смелый дизайн ветряной турбины приносит ему первую награду. Дизайн дома, в котором моторная лодка швартуется почти в гостиной, еще один проект, выделивший его из массы однокурсников.
Акт третий — Йель
В 1961 году Фостер получает стипендию в известном Йельском университете. Американский подход к форме и функциональности давно привлекал молодого студента. В начале Второй мировой войны многие европейские теоретики архитектуры эмигрировали и продолжали воплощать свои мечты в небоскребах за океаном. Среди них такие знаменитости, как основатель Баухауса Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Фостер обожает Йель. Такие визионеры, как Ричард Бакминстер Фуллер и Пол Рудольф, побуждали его в полной мере проявить свои способности. Вместе с однокурсником Ричардом Роджерсом Фостер путешествует по США на «жуке» Volkswagen. Магическое впечатление производят на них здания, спроектированные Фрэнком Ллойдом Райтом и Чарльзом Имзом по модульному принципу, они становятся образцами, определяющими становление будущих архитекторов. После учебы в Йеле Фостер несколько месяцев работает в Сан-Франциско. Там он влюбляется в силуэт
Акт четвертый — Team 4
В 1963 году Фостер вместе с Ричардом Роджерсом, своей будущей супругой Венди Чизман и ее сестрой Джорджи открывает архитектурное бюро Team 4. Один из первых проектов отмечен Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) — и отдает дань памяти увлечению Фостера летным делом: часть удостоенного награды здания Creek Vean House в Корнуолле, Англия, напоминает кабину самолета, наполовину вошедшую в землю. Архитектурный квартет Team 4 явно отличается от мейнстрима сочетанием традиционных и промышленных материалов, их проект даже появляется в кино. В 1971 году американский режиссер Стэнли Кубрик использует Skybreak House в британском Рэдлетте в съемках блокбастера «Заводной апельсин».
Акт пятый — Foster + Partners
В 1967 году Норман Фостер и его жена Венди учреждают бюро Foster Associates, которое позже трансформируют в Foster + Partners. Их компания становится ядром новаторского архитектурного искусства. С помощью новых компьютерных технологий Фостер еще более интенсивно преобразует свои конструкции. Настоящий фурор в начале 1970-х производит фасад из черного дымчатого стекла от Willis Faber & Dumas в Ипсвиче, Англия. В 1986 году возводится 44-этажный HSBC Tower в Гонконге. Фостер выворачивает конструкцию здания наизнанку, его проект привлекает всемирный интерес. 1991 год, первый аэропорт: Лондон-Станстед. В Beijing Capital International Airport Фостер впервые использует для интерьера терминала аэропорта естественное освещение. Его креативность кажется безграничной и воздушной, сооружения покоряют мир, множатся призы и награды. В 1990 году королева Елизавета II посвящает Фостера в рыцари. Спроектированные им мост «Миллениум», небоскреб «Корнишон» и стадион «Уэмбли» формируют современный облик Лондона. В 1999 году королева присваивает архитектору титул пожизненного пэра — от звания дворянина он переходит в высшее дворянство, и теперь, с титулом Baron Foster of Thames Bank, занимает место в палате Лордов, верхней палате британского парламента. «Это было торжественное событие, преисполненное смирения, — вспоминает архитектор церемонию награждения. — Но гораздо важнее всестороннее признание роли архитектуры в обществе».
В том же году Норман Фостер получает в Берлине авторитетную международную Притцкеровскую архитектурную премию. Там же он получает заказ на реконструкцию здания немецкого Рейхстага. «Наверное, это самый значимый из моих проектов», — говорит архитектор.
Фостер мыслит целостно: от расположения рядов сидений и дизайна огромной фигуры германского орла до стеклянного купола над Рейхстагом. «Мы смоделировали купол в масштабе 1:20, подняли его на реальное здание Рейхстага при помощи подъемного крана и поднялись в него. Мы хотели увидеть, какое впечатление окажет на нас интерьер», — вспоминает он. Политическое влияние архитектурных решений требует максимальной взвешенности. «Я до сих пор помню, как тогдашний канцлер Гельмут Коль прошелся со мной по зданию и сказал, что ему хотелось бы увидеть необычные цвета — он хотел чего-то радостного для объединенной Германии». Британец убедил немецкого канцлера законсервировать надписи, оставленные на стенах Рейхстага в 1945 году солдатами Красной Армии.
Чтобы спроектировать фигуру орла весом в две с половиной тонны, который бдит над головами политиков в зале пленарных заседаний, Фостер отправляется в Японию и проводит в горах несколько дней, изучая диких хищных птиц. И все же: «Германский орел — это компромиссное решение, лично я сделал бы его немного изящнее».
Акт шестой — Apple Park
«Привет, Норман, это Стив. Нужна твоя помощь». Результатом телефонного звонка стал, возможно, самый впечатляющий офисный комплекс в мире —
Акт седьмой — Chesa Futura и 356-й
Фасад этого здания украшают около 250 000 единиц черепицы ручной резки из лиственницы. С противоположной стороны озера здание смотрится в цветах швейцарского горного ландшафта. На ретороманском языке, исконном в кантоне Граубюнден, Chesa Futura означает «Дом будущего». Частный жилой комплекс Форстера находится в центре горнолыжного курорта Санкт-Мориц и напоминает приземлившийся космический корабль.
«Комплекс Chesa Futura, он как будто живой, — говорит его создатель, — точно такой же, как и мой
Лорд Норман Фостер, который в детстве считал пенсы, чтобы в мечтах подняться в небеса с Дэном Дeйром, героем комиксов «Пилот будущего», и который благодаря своим смелым архитектурным решениям вскоре сам стал «пилотом будущего», благодарен: «Я очень ценю эти спортивные автомобили, так же, как и свою жизнь. Возможность наслаждаться каждой поездкой — это привилегия».
«Chesa Futura, он очень живой — как и
лорд Норман Фостер
Текст Бастиан Фурманн
Фото Герхард Мерцедер, Maркус Бользингер, Иан Ламбот, Руди Майзель, Стив Прёль