Точная поэзия
Альфредо Хэберли — его имя отображает его стиль. Южный темперамент плюс швейцарская функциональность. Из этого симбиоза известный промышленный дизайнер создает завораживающие предметы интерьера, аксессуары и сценографии. Высочайшая эстетика для обыденных моментов.
Мы будто попали в рождественскую сказку: вокруг множество изысканных предметов, которыми хочется украсить свой дом или подарить близким. Все они подписаны именем Альфредо Хэберли. Дизайн — его страсть и вдохновение. Если перечислить лишь самые выдающиеся его творения, мы уже выйдем за рамки статьи. Приближаясь к дизайнеру, мы проходим мимо маленького предмета, который стал одним из самых крупных его проектов. По крайней мере, по степени популярности. Это миска. Она при надлежит к большой линейке посуды Origo финского бренда Iittala. Хэберли украсил ее веселым, красочным дизайном в полоску, который ярко оживляет сервировку столов по всему миру. Если бы эта миска была платьем, то ее полоски можно было бы легко приписать британскому модельеру Полу Смиту. Но дизайн Хэберли содержит множество других, дополнительных аспектов: помимо того, что в богатстве цветов читаются его южноамериканские корни, эти миски, блюдца и тарелки очень удобно укладываются друг на друга, что позволяет экономить место, а также могут служить надежными контейнерами для хранения продуктов. Это отражает рациональную сторону дизайна Хэберли. Швейцарская школа — все должно быть практично.
Еще более успешным стал другой продукт, спроектированный для того же заказчика, — набор бокалов Essence. Хэберли спонтанно садится за свой стол, берет в руки карандаш с бумагой и двумя или тремя точными линиями делает набросок своего известного творения. Эти бокалы впечатляют своей, так сказать, плавной угловатостью. Их дизайн был разработан двадцать лет тому назад и до сих пор остается бестселлером. 57-летний дизайнер не перестает рисовать. Недавно он разработал созвучный бокалам набор столовой посуды. В 2021 году Галерея дизайна финского бренда провела выставку его работ в Хельсинки. Экспозиция заняла огромную площадь — это было море форм и цвета.
Такого успеха никто не мог ожидать, когда молодой Альфредо в 1977 году со своими родителями иммигрировал из Аргентины в Швейцарию. Судя по фамилии, его предки происходили из этой альпийской страны. В рюкзаке подросток привез свою любимую машинку Matchbox — Iso Grifo № 14. Элегантное спортивное купе конца 1960-х годов разработал Джорджио Джуджаро для марки Bertone. «Я думаю, что мое восхищение формами этой игрушки было одной из причин, почему я сам стал дизайнером», — размышляет Хэберли. Практически с самого с рождения у него была особая связь с автомобилями: он вырос в Кордове, всего в нескольких километрах от гоночной трассы Autódromo Oscar Cabalén.
Карьера Альфредо Хэберли развивалась четко и точно, как идут швейцарские часы. Он с отличием окончил Высшую школу дизайна в Цюрихе по специальности промышленный дизайн. Настойчивость, с которой Хэберли уже тогда выражал свое увлечение дизайном, помогла ему быстро завоевать авторитет в мебельной промышленности и в других секторах. Помогала и его импозантная внешность: Хэберли мог бы работать моделью (кстати, иногда он это делает). «Но это больше для развлечения и для хороших друзей», — уточняет дизайнер. Кстати, этот талант принес один из самых прекрасных поворотных моментов в жизнь Хэберли: «Мы, промышленные дизайнеры, учились на втором этаже в Цюрихе, а дизайнеры модной одежды — на пятом. У них никогда не было бюджета на свои презентации. Поэтому мы строили для них подиумы, и я все время туда бегал, — вспоминает Хэберли. — А на промежуточных этажах изучали графику, там я познакомился со своей женой Стефани». Это было 33 года тому назад. Теперь у них двое взрослых детей. И немало совместно реализованных дизайнерских проектов.
Принадлежащий Альфредо Хэберли «девятьсот одиннадцатый» — раннее купе серии G 1976 года выпуска. «В нем нет ничего лишнего! — восхищается дизайнер линиями автомобиля. — Только так можно приблизиться к идеальной форме.
Хэберли всегда внимательно рассматривает предметы вокруг себя: автомобили, ландшафты или пылящийся на полке хоккейный шлем, который привлек его взгляд в этот момент. Так в его голове рождаются новые идеи. «Созерцание — это самая прекрасная форма мышления», — объясняет дизайнер. В студии он трансформирует эти мысли в интеллектуальные продукты с индивидуальным характером.
Некоторые источники вдохновения ему удается даже увековечить в названии продукта. Художник-кубист Пауль Клее однажды сказал: «Рисунок — это просто линия, вышедшая погулять». Но не пройти по прямой от точки А к точке Б, а погулять по лугам, как пес, или полетать в небесах, как птица. Этой известной цитате Хэберли посвятил свой стул под названием Take a Line For a Walk, который он разработал в 2003 году для итальянского авангардного бренда Moroso. А комфортное кресло с выразительной боковой линией уже давно стало классикой дизайна.
Хэберли работает с небольшой командой в своей студии на восточном берегу Цюрихского озера. «Нас всего четверо». Для крупных проектов, таких как интерьер отеля 25hours Hotel Zurich West, который он проектировал вместе со своей супругой, или исследований в сфере электромобильности, дополнительно привлекаются внештатные дизайнеры.
«Созерцание для меня — самая прекрасная форма мышления».
После прогулки в «девятьсот одиннадцатом» настало время прогуляться с карандашом и линиями. Альфредо Хэберли садится за свой стол. Даже карандаш, который он берет в руки, создан им самим — это новая модель механического карандаша с цветными грифелями швейцарского бренда Caran d’Ache. С карандашом в руке он отправляется гулять между мирами своего воображения. И, возможно, именно в этот момент рождается эскиз, который завтра станет классикой.
Текст Роберт ХОФМАН
Фото Кристиан ГРУНД